WildDrive (vvilddrive) wrote,
WildDrive
vvilddrive

Categories:

Сплав по Хопру. Острова и впечатления, ч.1 (13-21.09.2014)




Что вы себе представляете, когда слышите фразу "сплав на байдарках"? Бурлящие реки, пороги (или даже водопады), скачущие по ним на утлых суденышках граждане, то и дело кувыркающиеся кверху дном и довольно отплёвывающиеся среди груды плавающих повсюду вещей? Вот у меня тоже какая-то такая картинка складывалась. Ну а поскольку к любителям макаться в мокрую стихию я ни разу не отношусь (за прошедший год купался в открытых водоёмах один раз, и тот в Азовском море в прошлом сентябре), то такой вид не то спорта, не то отдыха меня едва ли мог заинтересовать. Тем не менее, один товарищ меня неоднократно агитировал за байдарничество по рекам Волгоградской области, а зная его в общем и целом созерцательный настрой, кувыркание в бурных потоках с ним не очень ассоциировалось. И вот, очередное агитирование совпало с моим желанием попробовать что-то новое.

Как выяснилось, на байдарках можно перемещаться и на полной расслабухе, внимая природным красотам и находясь при этом в сухости и благости. Однако, ценные вещи всё же стоит упаковывать герметично а под рукой иметь спасжилет на случай нападения карасей-убийц или еще каких рептилоидов. Идея начала меня затягивать, и чем больше деталей я узнавал, тем больше не терпелось поучаствовать в этом мероприятии.


За семь дней нам предстояло проплыть пройти примерно 83 километра по одной из красивейших рек бывшего СССР, Хопру. Конечно, хотелось бы ляпнуть популярное клише "по самой чистой реке в Европе по данным ЮНЕСКО", но увы, на сегодняшний день это не такне так 2). Ситуация усугубляется угрозой постройки производства по добыче никеля в Воронежской области, что вызывало массу протестов (Википедия, stopnickel.org, savekhoper.ru, группа ВКонтакте), на которые всем наплевать, ибо деньги (и кое-кто еще) решают. Тем не менее, на пейзажи это всё еще не успело повлиять, да и вода с виду прозрачная, но специальными таблетками для дезинфекции воды я всё же запасся. На маршруте были примерно запланированы остановки на обеды, ночевки, а также возможность резервного схода на 55-м километре. Фактически совпали далеко не все - карта со спутника и реальная обстановка местами радикально различались.

Всего нас было четверо на, соответственно, две байдарки Таймень-2, любезно предоставленных организатором и вдохновителем мероприятия. Если быть кратким, то это классика советского байдаростроения еще 70х годов, обладающая практически идеальными характеристиками, с какой стороны не посмотри. Конструкция разборная, с мягкой оболочкой на дюралевом каркасе. Каркас в народе прозвали "костями", а оболочку - "шкурой". Изначально я несколько скептически относился ко всему недостаточно жесткому, чтобы крушить айсберги, но почитав отзывы в сети, пришел к выводу, что всё достаточно надежно, а айсберги практичнее обходить стороной. Остальные участники, не считая организатора-вдохновителя, тоже не блистали опытом "кувырканий в водоворотах" - один был такой же, как я, а другой имел дело с байдарками один раз. Тем не менее, на боевом духе это ни у кого не сказалось.

За день до старта мы объехали несколько крупных магазинов и закупили невообразимое количество еды - предстояла автономность более чем на неделю, а провести эти дни на одноразовой лапше или еще какой дряни нам не хотелось. Шопинх затянулся, а потому мы пару раз вылетали из торговых залов с до верху гружеными телегами за минуту до их закрытия, и с каждым разом выбирали всё более круглосуточные точки - это был отдельный аттракцион, можно сказать, разогрев.

На точку старта мы доехали только к вечеру, а потому сбор байдарок и отплытие были перенесены на утро. Как оказалось, собирается Таймень-2 достаточно просто и быстро - не прошло и часа, как из груды трубок и бесформенных оболочек появилось два судна с достаточно гордыми обводами. Советской инженерии всегда был присущ определенный техноэстетизм, современные же надувные байдарки уродливы и похожи скорее на какие-то спортивные матрасы.

Как оказалось, всё предельно просто, садись да греби. Прекрасные виды прилагаются. Итак, в 13:30 мы начали наше водное путешествие. Забегая вперед, отмечу, Хопер - самая разнообразная из рек, что мне доводилось видеть. Прошли мы меньше десятой её части, но такое впечатление, что побывал на разных речках. Еще очень интересно меняется глубина реки, например, плоская отмель, за которой иной раз цепляешь килем, внезапно обрывается прямой ступенькой поперек всего русла в тёмную бездну, этакий подводный водопад. К слову говоря, глубина Хопра местами достигает 17 метров. В первый день пообедать мы встали на отмель посреди реки, но прежде чем доставать консервы, долго бродили по ней, изучая странный рельеф дна, изобилующий деталями, невиданными мною на других реках - то какие-то скопления пузырьков, то геометрически правильные ряды ямок, то цветовые переходы от намытой глины или ила.

Тема отмели неожиданно развилась в найденный к вечеру островок вполне обитабельного вида, на котором мы, не долго думая, и решили заночевать. Вы бы знали, какое это клёвое ощущение, жить на острове размером 10х80 метров! А потому мы без лишних колебаний решили сделать незапланированную дневку, т.е. провести на острове полный день, и только на следующее утро отправиться дальше. Поводом тому были обещанные на следующий день дожди с грозами - нетрудно догадаться, что при грозе на ровной и электропроводной поверхности воды байдарка с металлическими веслами представляет собой чертовски вкусную цель для молнии.

Дождь лил всю ночь, но днем не пролилось не капли, да и гроз слышно не было. Мы ничуть не переживали, а жарили вкусную нямку, распивали жидкости, предавались расслабону и внимали природным звукам. Звуков была масса! Даже днем в лесу что-то шуршало, орало, пищало, кричало и ворочалось. А по нашему острову скакали грызуны и здоровенные пауки. К ночи вся эта фолк-нойзовая кухня расцветала еще пуще. Хопер в этом месте выглядел зловеще и мрачно, над берегами нависали здоровенные деревья, узкое русло изобиловало отмелями, ямами и торчащими отовсюду корягами-байдаркоуловителями. Но самое главное, за эти два дня мы не видели ни одного человека!

Релаксируя на острове, я вяло пролистывал предстоящий маршрут на предусмотрительно заготовленной оффлайновой карте (несмотря на тихое неодобрение остальных ламповых участников, я прихватил с собой аж два навигатора с идентичным набором карт и ПО), и внезапно за Урюпинском я обнаружил сюрприз, о котором никто и не подозревал. Не то дамба, не то мост, а за ним какие-то бурления! Коллективное воображение стало рисовать какие-то огороженные и неприступные пром-объекты, десятиметровые плотины и прочую жуть. Причем, на бумажных распечатках остальных участников там значилась чистейшая и ровная вода, ничем не загороженная. Благо, edge ловился, и пересмотрев все онлайновые варианты, мы пришли к выводу, что это таки не плотина, а какое-то временное сооружение, отсутствующее весной, и воздвигаемое к осени. Осеннюю карту догадался сделать только я, но не догадался её пристально изучить. Единственным вариантом было доплыть&увидеть.


01. Начнем с дорожных кадров.


02.


03. Обед в подсолнухах.


04. Небедная церква в Котовском. Эх, знатный бы с неё вышел Дом Культуры, вон колонны какие!


05. Глуховая тонировка, оказывается, может быть отличным светофильтром.


06. Место старта.


07. Ночь и утро радовали нас знатными туманами.


08.


09.


10.


11. Всем паутинки!


12.


13.


14.


15.


16.


17. Сборка байдарок.


18. Таймень-2, разложенная на атомы части


19. "Кости".


20.


21. Осталось соединить половинки.


22.


23. Это, пожалуй, самая сложная часть сборки - все детали "костей" должны встать без смещения, и при этом нужно не порвать "шкуру"


24.


25.


26. Некоторое время назад на байдарки обязывали оформлять документы, затем дурацкую затею отменили.


27. Водный житель Хопра


28. Вдохнем, глядя на виды...


29. ... и выдохнем, ввалив по-полной!


30. Последние взгляды на цивилизацию.


31. Экипаж №2.


32.


33. Хопер изобилует корягами, жаждущими поймать парочку байдарок к обеду.


34.


35.


36. Обед на отмели посреди реки. Подумалось, а вот бы заночевать на острове!


37.


38.


39.


40.


41. Немного портретов.


42.


43.


44.


45. "Сдутая" лягушка в economode.


46. Выйдя из режима энергосбережения, она надулась до рабочего режима.


47.


48. Зажарить бы таких штук пять - знатная закусь. Сколько мяса!


49.


50. Донные ландшафты.


51.


52.


53.


54. Не желаете психоделики?


55. Поплыли дальше.


56. Подумали об острове - и вот нам остров!


57. Примерно так он выглядит со спутника в осеннее время. Весной - только зеленая чепуха и торчит над водой.


58. Конечно же, мы решили на нем остановиться!


59. Вид до разбиения лагеря.


60.


61.


62. Кухня.


63. Утро после ночного дождя, все спят.


64.


65. Ночью пришлось бегать, как ошпаренным - вытаскивать и переворачивать лодки, ибо полило капитально.


66. Панорама острова.


67.


68.


69. Дно, идеально разделенное песком и глиной.


70. Немного миниатюр


71.


72. Только что вылупившийся кустик.


73. Потом оно вырастает и уходит в реку.


74. Эту штуку на краю острова в зарослях мы прозвали "крокодилом". Незамедлительно родился мем "покормить крокодила". %)


75. Ушел.


76.


77.


78. Аналоговая нямка!


79.


80.


81. Финальная стадия - лучок, морковка, тушенка, приправы.


82. Панорама 360 градусов (покрупнее).


Tags: grandeur of nature, travelling
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments