WildDrive (vvilddrive) wrote,
WildDrive
vvilddrive

Национальный парк Ловчен и полу-столица Цетине - Зимняя Черногория #9 (02.01.2016)



Подъём на гору Ловчен и одноименного заповедника лично мне был в первую очередь интересен вождением машины по узкому серпантину. Никогда по обычному-то серпантину не ездил, а уж по такому, на высоту полутора километров, да ещё и узкому, ух... За одно взглянули на бывшую столицу Черногории, город Цетине с населением аж 14 тысяч человек, что находится недалеко за горой. Ныне столица в Подгорице в глубине страны. Вот это поворот: "Согласно конституции Черногории, Цетине является одной из столиц страны наряду с Подгорицей"



01.



Не буду откладывать до конца рассказа - серпантин мне дичайше понравился, это просто нечто! При этом качество дорожного покрытия оставалось везде идеальнейшим, а вот его ширина была достаточно устрашающей, всего одна полоса. Две легковые машины разъезжаются без проблем, но если встретится здоровый туристический автобус... а если два автобуса! Читал про такие истории, одному из транспортных средств приходится сдавать назад до первой петли, там полотно существенно шире. Нам ничего такого не повстречалось, впрочем. Да, а ещё на поворотах тут таки лежат бетонные отбойники. (Напомню, на рядовых горных с двухполосным движением их нет, хотя обрывы на сотню-две метров с узкой обочиной - обычное дело.) На серпантине мы то и дело останавливались, проникаясь видами на весь Которский залив, с разных точек был виден и Тиват с аэропортом, и Котор с пригородами. Светило солнышко, летали тучки, захватывающие просторы радовали глаз.


02.


03. Уже на первых витках серпантина раскрывались серьёзные просторы.
Наблюдаем, что в Черногории неожиданно много всякой промышленности.


04. Если же смотреть не вдаль, на просторы, а буквально под ноги, то виды становятся уже не такими захватывающими.
Такой трешак, как оказалось, почти на каждом повороте. Вот кто-то выкинул огромадную собаку (сломалась, наверное).


05. Или вот целый буфет через несколько поворотов. Некоторые тарелочки вполне себе ничего.


06. Однако же, не будем заострять и поедем дальше. Снова всё стало красиво!


07.


08. Один из последних витков серпантина, они все пронумерованы.


09. Нет, это не оптическая иллюзия, этот поворот более чем на 180 градусов.

Можно пошире.

10. Котор и часть Которского же залива.


11.


12. Доброта, пригород Котора.


13. Которский порт. Портец, можно сказать.


14. Заброшенный отель "Фьорд" издалека смотрится всё ещё вполне прилично.


15. Муо, пригород Котора с другой стороны (напротив Доброты), там мы и жили.


16.


17.


18.


19. Сосульки намекают нам, что мы на правильном пути.


20. Памятник какой-то войне с каким-то врагом.


21. Тоже, вероятно, памятник. Тут хотя бы ясно, с каким врагом боролись.


22.


23. С этой площадки видно уже не только Котор, но и остальную часть залива, Тиват, и Адриатическое море.


24. Тиват с его "Porto Montenegro".


25. "Aerodrom Tivat".


26. Эх, и опять не было времени посидеть на такой лавочке.

Конечно пошире!


Подъехав ко въезду в заповедник, мы культурно оставили машине на обочине, заплатили денюжку дядьке-у-шлагбаума, и бодро потопали вперёд. Протопав метров сто, я подумал, а куда мы, собственно, топаем? По типичному разгвоздяйству, никто из нас не удосужился проштудировать карту заповедника, все думали - "зашел в заповедник, попал в заповедник", но дорога всё шла и шла... взглянув на карту навигатора, я понял, что до каких-то достопримечательностей не просто далеко, а ооочень далеко, ибо заехали мы с какой-то не той стороны. Вернувшись ко входу, я с несколько идиотским выражением лица поинтересовался у дядьки-шлагбаума, а можно ли как-то так на машине? Дядька пожал плечами, да можно мол.


27.


28. Заповедник Ловчен.



В итоге мы ехали по ещё более узкой дороге уже без всяких отбойников куда-то "вперёд и вверх" почти целый час! При этом редкие вылазки в поисках видов дали нам понять, что на дворе таки зима, а зима - она чем выше в горы, тем зимее. В общем, никуда бы пешком мы не дошли. А видов, меж тем, как-то неожиданно не стало - мы просто въехали в облако. Без видов всё окружающее было радикально суровым - ноябрьского вида облетевшие деревца да кустики, жухлая трава, скалы-камушки. Конечно, облако всё сделало лучше, скрадывая перспективу и нагоняя мистицизму. Так и доехали до вершины горы.


29.


30.


31. После обилия зелени и цветов буквально пару часов назад, мистицизм таких видов знатно въедался в сознание!


32.


33. Минут 10 мы созерцали погрузку этого ларька, ибо объехать всё это мероприятие не было никакой возможности.


34.


35.



Сама гора Ловчен имеет две макушки, Езерски врх (1657 м) и Штировник (1749 м), на первом располагается основная цель большинства посетителей, мавзолей Петра II Петровича Негоша, видного политического деятеля Черногории XIX века, а также смотровая площадка. Площадка интересовала куда больше, ясное дело. Дело-то ясное, а погода не очень - облако стало уже непотребно густым, и вся эта борода стала подозрительно напоминать крымскую Ай-Петри, на которую мы с Ольгой лазили два года назад аккурат в эти же январские числа. Как гласили интернеты, "открывается вид на буквально всю Черногорию. На севере хорошо видны покрытые снегом пики горного массива Дурмитор, на востоке раскинулось великолепное Скадарское озеро, на западе - бескрайняя панорама великолепного Адриатического моря. Словами трудно передать красоту Черногории, но увидеть эту красоту можно именно отсюда, с горы Ловчен", но всё, что мы увидили - лишь серое нутро облака.


36. Вот и всё, что удалось поймать из "захватывающих видов", да и это скрылось через несколько секунд.


37.



К мавзолею надо было идти по лесенке в тоннеле, и зачем-то мы туда поперлись, хоть и было ясно, что никаких видов уже точно не будет. Лесенка была об 460 ступенях (я считал, но сбился, не сбилась педивикия), а учитывая некоторое разрежение воздуха, подниматься на неё было достаточно утомительно. Мавзолей был платным, с дурной ценой в 3 евро. Наверное, фанаты мавзолеев сейчас завопят, что это очень даже дешево, но мы таки не. А потому побродив по площадке, утопающей в облаке настолько, что даже вестибулярный аппарат ощущал себя слегка дезориентированным, завершили этот пункт программы.


38.


39.


40.


41. Выход из тоннеля выглядел аккурат как и вход, только... выход. %)


42. Дорожка по хребту к мавзолею. Ещё где-то тут притаилась круглая смотровая площадка, но в таком облаке поди найди её...


43. Зайти в комнатку за этими тётками - 3 ёвро. Но благоразумие нас не покинуло.


44. Можно смело говорить, что это Крым. А показывая Крым, говорить, что это Черногория. Но зачем?...



Спустившись от "мавзолея с видами" и чувствуя какую-то внутреннюю пустоту, я попробовал поискать какое-то озеро, отмеченное на карте, но получили только красивые деревца в тумане.


45.


46.


47.



Чтобы посмотреть город Цетине, нужно было спуститься с горы Ловчен с другой строны. Интересно, как бы мы это делали, оставив машину у шлагбаума на въезде со стороны Котора? Но мудрое пренебрежение пешеходной прогулкой избавило от этой проблемы. Спуск был тоже серпантинистый, но совсем не такой задорный, как со стороны Котора. Полоса шире, обрывы не обрывистые. В общем, все дремали, включая меня. Так что, как говорится, желаете хардкора - заезжайте с Котора.


48.



Бывший столичный Цетине оказался настолько странным городом, что я аж на встречку заехал. Навигатор мне такой "поверните налево", повернули, едем-едем. Смотрю, стрелки навстречу, вдалеке "англичанин" приближается и вообще всё как-то странно. Аналогичные сомнения высказал и Михаил, а поскольку "два мнения уже версия", я решил таки развернуться. И только потом вспомнил, что нигде не видел в Черногории знаков приоритета. Если "уступидорогу" ещё где-то бывает, то "главная" и "одностороннее" не встречались ни разу. Знаете, я бы тоже отменил такую столицу.


49.



В остальном Цетине ещё менее людный, чем тот же Чернобыль. Нет, правда, на улицах вообще никого нет! Только редкие туристы бродят. Тем не менее, городок интересный, но совсем уж крохотный. Погуляв по нему всего-то минут сорок, оказалось, что мы посмотрели как минимум половину города. Застройка - в основном разноцветные двухэтажные домики, стоят в средневековом стиле стена к стене, но в отличии от Котора, старой Будвы или Пераста, стены оштукатурены и выкрашены весёленьким колером. В стройных рядах нет-нет да и попадётся ободранная заброшка, выглядящая, словно гнилой зуб в широкой улыбке. Но в остальном Цетине очень чистенький и аккуратный, как и все города в Черногории (о задворках говорить не будем).


50. О, у нас тоже так делают "фасадный ремонт".


51. Зато есть памятник "Великому Трансформатору Черногории".


52.


53. В городе царила атмосфера праздника и безудержного веселья.


54.


55. Основатель Цетине Иван Черноевич, явно надеялся, что основывает столицу.


56. Местами в городе просматривались неожиданно нордические мотивы.


57.


58.


59. Цетинский монастырь, неоднократно разрушавшийся с XV века.


60. Неожиданно, какой-то съезд попов. Наверное, именно поэтому в городе на улицах ни души.


61. Жутковато декорированный памятник. А если краска ещё и светится в темноте...


62. Ещё один авангардный памятник неведомо чему.


63. "Владин дом", бывшая резиденция правительства королевства Черногории.


64. Дядька заботливо укрывает свой древний "Гольф". И не зря - видно, что кузов автомобиля в идеальном состоянии.


65. "Цетине - город контрастов".


66. В Черногории частенько встречается всякий авто-антиквариат, который ещё и ездит.


67. Одна из центральных улиц.


68. "Кральевско позориште "Зетски Дом"


69.


70. Атмосфера праздника и безудержного веселья. [2]



Выруливая на трассу, поймал себя на мысли, что Цетине не похож ни на что доселе виданное в Черногории, какая-то особая у него атмосфера, которую я немного ощутил, но не успел осмыслить в полной мере. Вторая мысль - каким бы мы увидели город, будь он по-прежнему столицей? Да столица он, столица! Всё хорошо, успокойтесь уже.


71.



Вечером мы решили опробовать жаровню для мяса, которая предоставлялась апартаментами. Владелица сначала ленилась нам всё организовать, но когда мы её таки уговорили, лихими ударами раскрошила несколько деревянных ящиков для растопки угля и предложила домашнего вина по демпинговым ценам. Свинина в супермаркете оказалась вообще копеечной, даже не смотря на униженный курс рубля. А вот купить уголь в Которе, как оказалось, целая проблема, пришлось поколесить по магазинам, да ещё и без навигатора. Но всё удалось!


72. Держите котика!



Содержание всего цикла о зимней Черногории:
0. Montenegro. Черногория. Зимняя. (24.12.2015-04.01.2016)
1. Лепетане и Каменари (24-26.12.2015)
2. Тиват (25.12.2015)
3. Будва: по берегу и дальше (27-28.12.2015)
4. Будва: старый город (29-30.12.2015)
5. Тоннель между Будвой и Борети (28.12.2015)
6. Крепость Могрен (30.12.2015)
7. Котор и его крепость (31.12.2015-04.01.2016)
8. Бар, новый и старый (01.01.2016)
9. Национальный парк Ловчен и полу-столица Цетине (02.01.2016)
10. Пераст и Херцег Нови (03.01.2016)
11. Послесловие о Черногории. Зимней. (24.12.2015-04.01.2016)


Tags: awayfromrussia, travelling
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment